Кошки могут жить вместе и даже создавать устойчивые социальные связи,
при этом не являсь социальными по природе животными.
Кошка гуляет сама по себе… Пока не оказывается под одной крышей с другими кошками. И, даже живя в большой компании себе подобных, этим животным чаще всего удаётся обходиться без конфликтов. Выяснить секрет кошачьей уживчивости решили учёные из Японии.
Большинство видов кошачьих ведут одиночный образ жизни на строго ограниченной территории, где присутствие чужаков совершенно не приветствуются.
Но этого нельзя сказать о большинстве домашних кошек, которые часто живут большой "компанией" под одной крышей, к примеру, в приютах или в домах у сердобольных любителей животных.
Известно, что характер кошек может различаться:некоторые действительно будут агрессивно защищать себя и свою территорию, а кто-то, наоборот, постоянно искать компании хозяина или других животных.
Исследователи из японского Университета Азабу решили выяснить, как именно эти "одиночки от природы" регулируют своё социальное поведение.
Прежде всего поведение животных регулируется гормонами. Но на него также может влиять, причём сильно, состав кишечной микробиоты.
Исследователи считают, что в организме домашней кошки должны происходить заметные изменения уровня гормонов и различных кишечных бактерий. Это могло бы объяснить нехарактерное для представителей кошачьих поведение в "общине".
Имея в своём распоряжении это предположение, профессор Хикари Коясу и его коллеги провели двухнедельное исследование трёх групп из пяти кошек, живущих вместе в приюте.
За поведением животных наблюдали с помощью видеокамер. Также учёные измеряли содержание ряда гормонов в их моче и анализировали фекалии, оценивая состав микроорганизмов в кишечниках кошек.
Статистический анализ данных показал, что кошки с высоким уровнем гормонов кортизола и тестостерона меньше контактировали с собратьями. В тоже время кошки с высоким уровнем тестостерона чаще пытались сбежать из приюта.
Между тем, кошки с низким уровнем кортизола и тестостерона были более терпимы, взаимодействуя с другими кошками.
Исследователи также обнаружили большее сходство микробиома кишечника у животных, которые чаще контактировали друг с другом. Кроме то, учёные выявили связь между составом кишечных бактерий, социальным поведением и уровнем кортизола у кошек.
И если все эти результаты вполне закономерны и легко объяснимы, то одна особенность выбивается из этого ряда.
У КОШЕК-ОДИНОЧЕК БЫЛ ПОВЫШЕН УРОВЕНЬ ОКСИТОЦИНА, ИЗВЕСТНОГО КАК "ГОРМОН ЛЮБВИ" ИЛИ "ГОРМОН ОБЪЯТИЙ".
Вопреки ожиданиям исследователей, кошки с высоким уровнем гормона окситоцина, считающегося "гормоном любви", не демонстрировали дружелюбного социального поведения.
И это при том, что в исследованиях на животных, которые обычно живут группами, этот гормон всегда тесно связан с "добрососедскими" отношениями особей.
Это говорит о том, что действие окситоцина на животных-одиночек может быть другим, нежели на исходно социальных животных.
В будущем те же исследователи хотели бы лучше понять, как меняется совместное проживание кошек с течением времени. (И мы их хорошо понимаем. Кто же откажется от столь приятного предмета исследования!) Японцы хотят понаблюдать за жителями приюта в течение нескольких месяцев и выявить причинно-следственные связи между гормонами и социальным поведением животных.
К слову, результаты исследования предполагают, что кошки, похоже, не рассматривают людей, живущих в том же пространстве, как часть своей группы. Вполне резонно с их стороны.
Результаты этой работы опубликованы в открытом доступе в научном журнале PLOS ONE.
SMOTRIM.RU