Оказалось, что перелет был частично коммерческим: как утверждают пострадавшие соотечественники, две трети билетов перевозчик продал китайским туристам. Это далеко не первый случай небрежного отношения национальной авиакомпании с животными пассажиров.
«Оставляйте животных тут и мы найдем место для вас»
«На борт сажали всех, кроме людей с животными, и после погрузки всем сообщили: „Мест нет ни для животных, ни для людей. Оставляйте животных тут, и мы найдем место для вас“», — написала в Instagram Елизавета Иванова.
Речь идет о вывозном рейсе «Аэрофлота» Шанхай — Москва от 4 июля, на котором россияне могли вернуться домой из Китая.
Супруг Елизаветы приехал в Шанхай еще в марте, чтобы вывезти пса Амура на родину. Но из-за ситуации с коронавирусом молодой человек застрял в Поднебесной.
«То о рейсе сообщили за сутки, когда было уже невозможно сделать документы на собаку и улететь. То не брали на борт животных. И вот мы получили счастливый билет в виде возможности полететь на рейсе SU 209 Шанхай — Москва. Мы много раз звонили в компанию „Аэрофлот“ и уточняли возможность провоза собаки. Нас каждый раз уверяли, что всех возьмут и зарегистрироваться можно на месте, с этим проблем не будет», — рассказывает девушка.
Однако пса Амура, как и других животных, на борт не взяли. Сотрудники «Аэрофлота» сообщили, что питомцев нужно было регистрировать заранее (при покупке билета такой функции на сайте не было).
По словам Ивановой, представитель авиакомпании «в грубой форме на повышенных тонах» угрожал владельцам животных, что те никуда не полетят и регистрация закрывается.
«У многих, как и у моего мужа, заканчивалась виза, и не было возможности остаться ни в Шанхае, ни в Китае в общем, ведь билет был приобретен на последние деньги, все свои вещи в моем городе были проданы, квартира сдана», — делится девушка.
Как рассказала волонтер, которая помогает Ивановой спасти Амура, рейс, на который не взяли животных, оказался на половину вывозным (то есть для россиян, возвращающихся домой), а на половину коммерческим: наши граждане покупали билеты по 3000 юаней (30 тысяч рублей), а китайцы в шесть раз дороже — по 20000 юаней (200 тысяч рублей). Были среди китайских пассажиров и заводчики собак, которые своих питомцев на борт взяли (заплатив по 500 долларов за каждого).
Каковы правила перевозки животных в самолете?
«У одной девушки была слепая кошка с собой. Девочка плакала и умоляла пустить ее с кошкой. В итоге очень многим пришлось оставить своих питомцев в аэропорту. Я очень надеялась, что хотя бы мелкие переноски разрешат, хотя бы кошек, но все равно сказали — бросайте где хотите либо не летите.
Так вывозной рейс из гуманитарного стал коммерческим. Ничего личного, просто прибыль „Аэрофлота“. Всего этого можно было избежать, если бы предупредили, что количество таких мест в багаже всего восемь, и открыли бронь, но так делать слишком по-человечески, видимо», — рассказывает волонтер.
Сначала, как утверждает Елизавета Иванова, «Аэрофлот» пообещал, что животных отправят в Россию следующим рейсом. Но после авиакомпания передумала и сообщила, что на следующий самолет зверей тоже не посадят.
После того, как история с оставленными в аэропорту Шанхая животными стала достоянием общественности, «Аэрофлот» так прокомментировал свой поступок: в авиакомпании провели расследование и в попытке вывоза такого количества животных увидели признак контрабанды.
Брошенными животными займется прокуратура
На «шанхайское дело» обратили внимание депутаты Госдумы. Глава комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов на своей странице в Instagram сообщил о направленном запросе в прокуратуру.
Владельцы животных, пострадавших из-за халатности авиакомпании, могут обратиться в суд. Согласно Гражданскому кодексу, к животным применяются общие правила об имуществе с исключениями, закрепленными в отдельных правовых нормах.
«В связи с этим при причинении вреда жизни или здоровью животного в результате перевозки пассажир вправе обратиться в авиакомпанию с требованием о возмещении вреда, причиненного его имуществу. Это может быть возмещение рыночной стоимости животного аналогичной породы (в случае гибели) либо затрат на лечение животного. Кроме того, хозяин вправе требовать возмещения причиненного ему морального вреда», — объясняет адвокат Владимир Постанюк.
Иная ответственность авиаперевозчиков (кроме гражданско-правовой) за причинение вреда жизни и здоровью животных законодательством не установлена, добавляет он.
Кстати, авиакомпании при продаже билетов обычно предлагают застраховать свой багаж на случай порчи и потери. Это может касаться и провоза животных. Вероятно, если пассажир оплатит эту услугу, перевозчик будет более ответственно относиться к его багажу.
Источник: AIF.RU