На протяжении проектируемой скоростной автотрассы М-12 (Москва – Казань) сразу в нескольких регионах страны планируется построить так называемые экодуки.
Переходы через трассу для животных строят максимально похожими на естественную среду обитания.
Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
Это искусственные надземные переходы или туннели, по которым дикие животные могут спокойно пересечь дорогу. Они появятся в том числе и в Нижегородской области. Всего на трассе М-12, которая пройдет по территории Татарстана, Чувашии, Нижегородской, Владимирской и Московской областей, предполагается возвести двенадцать надземных экодуков. Туннелей для животных будет больше – двадцать два.
Как сообщили в госкомпании "Автодор", в Нижегородской области появятся два надземных сооружения и четырнадцать проходов под трассой. Где именно построят мосты и туннели, в госкомпании не сообщили. Но подтвердили, что места для возведения этих сооружений выбирали неслучайно.
В министерстве лесного хозяйства и охраны животного мира Нижегородской области корреспонденту "РГ" рассказали, что в разработке проекта участвовали местные опытные специалисты из сферы охотничьего хозяйства. Они прогнозировали места наиболее частого появления животных на определенных участках дороги, зная, как проходит миграция особей, где находятся кормушки.
Экодук в Нидерландах
Как пояснил и.о.министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Роман Воробьев, вдоль трассы планируется установить ограждения. То есть у животного не останется выбора, как перейти дорогу, кроме как по широкому экодуку.
– Пользоваться сооружениями станут и лоси, и косули, и кабаны, и другие животные. Экодуки будут привлекательными для них: максимально замаскированными под естественный ландшафт и закрытыми шумовыми экранами, – пояснил Роман Воробьев.
Мост для животных. В Сингапуре есть первый экологический мост в Юго-Восточной Азии,
призванный восстановить экологическую связь между двумя заповедниками.
(Фото Son Tong | 2017 National Geographic Nature Photographer of the Year)
В министерстве уточнили, что весной у лосей появляется потомство, самки отгоняют годовалых лосят, которые отправляются на поиски нового дома и часто становятся участниками ДТП. Также лоси опасны осенью, во время гона, то есть брачного периода. За лето самец набирает большую массу, у него вырастают увесистые рога. У лосей тяжелое тело и длинные ноги, при ДТП они попадают на лобовое стекло, гибнут или калечатся сами, страдают также водители и пассажиры авто.
Шоферы зачастую игнорируют предупреждающие знаки и думают, что дикие животные на трассе – это редкость. В то же время в Нижегородской области популяция одних только лосей превышает 16 тысяч, а значит, шанс столкнуться с ними на трассах без экодуков весьма велик. В прошлом году произошло 108 таких аварий, с начала 2021 года – 11.
Экомост для диких животных в Эстонии
– Трасса М-12 будет играть огромную роль в жизни региона. Создание экодуков – хорошее решение и с точки зрения экологии, и с точки зрения безопасности. Появление надземных или подземных переходов для животных позволит уменьшить число таких аварий и повысит безопасность водителей на дороге. Будем ориентироваться на этот опыт в дальнейшем развитии транспортной инфраструктуры, – оценил намерение дорожников губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Справка "РГ"
Первый экодук в России был построен в 2016 году в Калужской области на 170-м километре трассы М-3 "Украина". По состоянию на конец 2020 года, общее количество таких сооружений на магистралях "Автодора" составляет 257, в том числе 14 – на Центральной кольцевой автомобильной дороге.
Источник: RG.RU