Алёна занимается зоозащитой с 2016 года Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
Алёна и Наталья Кравцовы — мать и дочь, владелицы приюта для животных «КОТЭдж», которые выбрали особую миссию — помогать бездомным и больным животным, искать для них добрых хозяев. Зоозащитной деятельностью семья занялась в 2016 году, когда открыла котокафе. Во время пандемии коронавируса кафе превратилось в приют, где живут кошки, собаки и даже еноты. Корреспондент 161.RU Маргарита Аликулова узнала у Алёны Кравцовой, как ей с дочерью удается без помощи городских властей и общественных организаций спасать животным жизни.
«Приют открыть получилось, разбогатеть — нет»
Алёна — по образованию журналист, сейчас работает в рекламе. Ее дочь тоже окончила журфак, но стала ветеринаром. Пять лет назад семья открыла котокафе на пересечении Сальского переулка и Вятской улицы. Алёна рассказывает, что посетителей было много — формат был в новинку для ростовчан. Гости пили чай, собирались компаниями, играли в настольные игры и забирали к себе домой котят, которые обитали в кафе. Эта концепция просуществовала три года.— Почему отказались от формата котокафе?
— Когда мы начинали, план был такой: мы заводим 10 кошек, как во всех стандартных котокафе. В день открытия их было 12, через три дня их было 15, через неделю — 18, через месяц — 24. Мы не учли уровень своей эмпатии. Не учли, что мы не можем пройти мимо погибающего животного. На протяжении 3 лет количество кошек в кафе постоянно росло. При том, что мы их регулярно к кому-то пристраивали. Затем случился коронавирус, мы просидели два месяца и поняли, что не хотим больше работать в прежнем формате. Это не имело смысла в финансовом плане, и мы сделали из котокафе приют. Когда дочь была совсем маленькой, она говорила: «Я вырасту, разбогатею и открою приют для бездомных животных». Приют открыть получилось, разбогатеть — нет.
— Вам платили за визиты гости котокафе?
— Да, вход был платным. Взрослые платили 250 рублей в час, дети — 200 рублей. Чаще всего приходили мамы с детьми. Нам до сих пор звонят и говорят: «А что, уже нельзя приходить? Жаль, мы бы пришли». Но мы решили от этого дела отойти и не жалеем совсем. Я работаю на своей основной работе, Наташа — в ветеринарной клинике. А сюда мы приходим каждый день после работы и по выходным. Сейчас животных значительно больше, и им нужен уход.
— Сколько животных сейчас в приюте?
— 68 кошек, два енота. Дома у нас тоже живут питомцы — 28 кошек и 8 собак.
— Как животные попадают к вам в приют?
Хлебушек был диким и очень больным, а сейчас — ручной и практически здоровый котик
Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
— 95% находим на улицах. Остальных «добрые» люди подбрасывают, либо мы сами забираем, потому что часто пишут «нашли умирающего кота, заняться его лечением не можем, денег нет». В день бывает 20–30 сообщений о брошенных и больных животных. Мы не можем помочь всем, но если история животного нас сильно трогает, то мы подбираем и лечим. Например, вот наш Хлебушек. Мы не могли поймать его на улице три года, он совершенно дикий. Когда он затеялся умирать, мы его все-таки нашли. У него иммунное заболевание. Лечим его почти год, он был весь в кровавых язвах. Сейчас их почти нет, он стал совершенно ручным. Понятно, что мы никогда его не пристроим, это наш кот на доживании. Хотя иногда пристраиваем даже котов-инвалидов — без глаз, без зубов.
— А как нашли енотов?
— Первого енота я себе купила у заводчика. Ему было всего 5 недель, мы выкармливали его из бутылочки. Он с нами стал ручным. В приюте для него мы сделали вольер. А через пару месяцев нам позвонила девочка-волонтер из Анапы и рассказала, что ручную енотиху хотят выпустить в лес. С ней ходили по пляжу, делали фото. После курортного сезона она оказалась ненужной.
Еноты Шерлок и Ирен со временем стали друзьями Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
«День стольника», собеседования и другие заботы
Прежде чем попасть в общий зал, каждое животное проходит медицинское обследование — общий и биохимический анализы крови, ПЦР-тесты на летальные инфекции и коронавирус, вакцинацию, обработку от паразитов. Так Алёна и Наташа создают безопасные условия для питомцев, которые уже живут в приюте. Средства на расходы в ветклиниках, качественные корма и наполнители для туалетов семья оплачивает за свой счет, вкладывая по 50 тысяч рублей в месяц. Но раз в неделю мать и дочь проводят «День стольника» в инстаграме приюта: подписчиков просят помочь деньгами на содержание питомцев.
— Когда животное попадает к вам, сами даете ему имя?
— Да, сразу же придумываем. Выбираем с дочерью какую-то тематическую категорию — это могут быть алкогольные напитки, имена великих ученых (в общем зале есть коты Эйнштейн, Паскаль, Кюри. — Прим. ред.), сериал «Игра престолов» и многое другое. Иногда хозяева меняют имена, но чаще оставляют.
— Как вы пристраиваете питомцев? Проводите собеседование с будущими хозяевами?
— Обязательно. И собеседование, и заключение договора. Договор — очень хорошая вещь, потому что странные люди отсеиваются сразу. Если человек спрашивает, зачем нам паспортные данные, подозревает, что мы на него возьмем какой-то кредит, то сразу становится ясно, что с ним связываться не стоит. Мы не можем отдавать животных кому попало после дорогостоящего лечения и хороших условий. Когда при знакомстве у нас возникают сомнения, мы можем съездить домой к будущим хозяевам. Реакция на визит тоже показывает характер человека и его намерения.
— Вы отслеживаете судьбу животных, которых приютили?
— Просим хозяев присылать видео и фотографии животных. Многие это делают без просьб, регулярно. Конечно, мы не имеем возможности отслеживать судьбу всех, но первые несколько месяцев после отъезда животного следим тщательно.
— Сколько животных с 2016 года уже попали в добрые руки?
— На 1 июля мы пристроили 653 кошки и 111 собак.
Наталья с собаками Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
«Готовы забрать животных назад по первому требованию»
Иногда кто-то отдает животное назад из-за аллергии, кто-то не справляется финансово или морально. Алёна рассказывает, что порой происходят и вовсе абсурдные случаи. Однажды кошку Аризону вернули, потому что она «не приносила душевного покоя и не стала близкой подругой». Кота Кренделя вернули на следующий же день из-за того, что «не подружился с другими котами в доме». Зоозащитницы готовы забирать питомцев по первому требованию.
Кренделя забрали в семью, но он не сошелся характером с другими котами. И его сразу же вернули
Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
— В каком случае вы сами забираете животных назад в приют?
В желудке Изабель нашли яды и гвозди. Собаку спасла операция. Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
— Недавно мы забрали собаку через два дня после отъезда. Мы отдали ее, как нам казалось, в рай. Большой частный дом, дачный участок, бассейн, собственная сосновая роща. Но когда хозяева узнали, что на уход за собакой нужно тратить 3500 рублей в месяц — прививки, купание, закупка качественного корма — они были шокированы. Сказали, что не могут тратить столько, деньги есть только на необходимое, ведь дети учатся в Москве и за границей. Мы попросили собаку вернуть, потому что без прививок, обработки от паразитов, качественного корма собаке грозит смерть. Мы нашли Изабель на детской площадке, в ее желудке были гвозди и яды. Ее прооперировали, мы долго лечили собаку и желаем ей только лучшего. Не видим смысла отдавать животных в худшие условия, если забрали их в хорошие из ужасных.
— Часто люди возвращают животных?
— Нет. Бывает, но это, скорее, исключения. Но бывают абсурдные случаи возврата. Одну кошку вернули спустя 10 месяцев. Ее взяла молодая пара, которая несколько лет боролась с бесплодием. Может, это совпадение, но через две недели после пристроя девушка забеременела. Все девять месяцев она благодарила нас, говорила, что кошка «принесла ребенка на хвосте». Однако, когда малыш родился, прошла неделя, и они вернули кошку. Причина была в том, что животное громко мяукает и мешает спать молодой маме.
— Нужно вводить ответственность за то, что люди возвращают животных назад, и таких случаев станет меньше.
— Скорее всего, это не поможет. Кошек не будут нам возвращать, а будут просто выкидывать на улицу. Мы всегда говорим нашим хозяевам, что готовы забрать свое животное назад. Конечно, мы недовольны, когда это происходит. Можем сказать человеку в лицо все, что думаем о нем. Тем не менее, мы принимаем животное назад и благодарим, что вернули нам, а не выкинули.
— Люди берут в основном котят или могут взять и взрослых животных с заболеваниями?
— Берут разных животных. Мы видели многое. К нам как-то раз пришла девочка и сказала: «Дайте мне кошку, которую точно никто не возьмет». Она взяла кошку, которой было на тот момент 10 лет, у нее была онкология. Она прожила в семье всего 9 месяцев, но ушла из жизни любимой. Однажды взяли кошечку Вангу, она была полностью слепой. В мире много добрых людей.
— Среди желающих приютить у себя животное встречаются не только жители Ростова и региона?
— Питомцев выбирают люди и из других городов. Мы отправляли котов в Саратовскую область, Подмосковье, в Чувашской республике, три наших котика живет в Испании, одна любимица живет в Таллине. Отправляли кошку в Киев. Сейчас мы готовим животных к отправке в Томск и Челябинск. У нас большая география.
«Мы надеемся, что сможем Новый год отпраздновать уже в новом приюте»
В начале июля Кравцовы приостановили прием животных. По словам Алёны, решение приняли из-за невыплаченных долгов за корма, ветеринарные услуги, коммунальные счета и активного строительства нового помещения для приюта.
— Еще год назад мы вообще даже не думали об этом. У нас было две собаки, им было тесно жить в квартире. Собаками мы не занимались до мая прошлого года, но нашли Римуса и Расти, которым нужна была наша помощь. Мы подумали, что было бы неплохо помогать и собакам. Для этого нужно большое помещение. Мы нашли участок, в конце августа купили его. На стройку денег не было совсем. Пытались продать квартиру, но ничего не получалось. За полгода, пока искали деньги, стоимость строительного проекта выросла. Я и дочь взяли кредиты, моя мама сделала то же самое, и мы начали стройку.
— На каком этапе сейчас находитесь?
— На сегодняшний день у нас полностью закончено здание. К концу этой недели строители нам сдают крышу. В понедельник мы принимаем окна. Помимо этого, один наш друг, меценат, подарил приюту забор.
Стройка будущего приюта. Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
— Где будет располагаться приют?
— В 15 километрах от Ростова, в станице Ольгинской. В Ростове мы не нашли участок, который бы стоил не очень дорого. Мы нашли землю за 700 тысяч рублей.
— Власти Ростова или некоммерческие организации вам как-то помогают?
— Нет. Мы действуем сами. Нам помогают благотворители, просто неравнодушные люди, подписчики в социальных сетях.
— Когда планируете открытие?
— Мы надеемся, что сможем Новый год отпраздновать уже в новом приюте.
— Что ждет помещение, которое было котокафе, а затем стало приютом?
— Мы хотим его продать и выплатить наши долги и кредиты.
«Мы верим, что добрых людей больше»
Зоозащитницы редко отдыхают, мало спят, много времени проводят на работе и в приюте. По словам Алёны, боевой дух поддерживают «приветы» от пристроенных животных и помощь неравнодушных людей.
— Что помогает не потерять веру в человека, ведь часто вы видите замученных жестокими людьми животных?
— Во-первых, помощь. Мы верим, что добрых людей больше, чем злых. Во-вторых, пристроенные животные. Когда получаешь приветы от питомцев, которые были совершенно дикие, очень радостно. Был у нас кот Роб. Мы не могли к нему даже прикоснуться. Его по фотографии выбрала девушка. Она пришла за ним, не могла даже взглянуть на него, потому что кот не забился в укромное место и не выходил. Девушка забрала его домой, месяц Роб сидел под диваном, а потом привык, стал другим — нежным и домашним. В такие моменты думаешь, что всё не зря. Не зря спасали, не зря лечили.
— Как вы отдыхаете?
— Мы позволяем себе два раза в год, на 5 дней зимой и летом, съездить на отдых. Зимой — покататься на лыжах, летом — на море. Прошлым летом отдохнуть не получилось. В день нашего отъезда приют затопило, волонтеры выгребали воду. Мы в срочном порядке вернулись домой. В другое время расслабиться у нас практически не получается. Мы постоянно в работе, либо занимаемся животными. Спим по 3 часа в сутки.
— Были ли у вас мысли бросить все и зажить обычной жизнью?
Наталья (слева) и Алёна Кравцовы очень хотят достроить приют и переехать туда со всеми своими животными
Фото: предоставлено Алёной и Натальей Кравцовыми
— Каждый день бывают такие мысли, потому что нагрузка огромная. Мы плачем, ссоримся друг с другом, но не перестаем заниматься нашим делом. Единственное, что мы можем сделать, чтобы чуть-чуть облегчить себе жизнь — перестать подбирать животных. Мы пытаемся, но не можем пройти мимо тех, кому нужна помощь. Мы не хватаем всех котов, которых видим на улице. Забираем только тех, кто без нас погибнет.
— Какая у вас мечта?
— Достроить приют и переехать туда со всеми нашими животными.
— Как бы вы сформулировали свою миссию?
— Может, это прозвучит громко, но мы несем добро, другие люди следуют нашему примеру и начинают помогать. Многие пишут, что подписались на нас в «Инстаграм», после этого подобрали кошку или собаку на улице. Очень радует, когда пишут не для того, чтобы отдать нам кота, а для того, чтобы узнать, как за ним ухаживать. Наша цель в том, чтобы донести до людей, что важно ответственно относиться к животным.
Источник: 161 RU