Паустовский и коты
Предлагаем вспомнить о любви писателя к кошкам и котам. Любовь эта родом из детства, когда еще маленького Костю все близкие называли Котиком. Даже спустя многие годы свои письма к жене Константин Георгиевич подписывал как на первом снимке.
О котах Паустовский упоминал в своих рассказах десятки раз, часто сравнивая их со своими героями и наоборот. Например, кошка Миссури в «Романтиках» любила ветчину, спать на столе, а «глаза ее горели, как автомобильные фонари». Классного наставника Владимира Фаддеевича Субоча, о котором писатель рассказал в книге «Далекие годы», он сравнивал с высоким и худым котом «с оттопыренными светлыми усами». Во «Времени больших ожиданий» Паустовский упоминал о встрече с «престарелыми котами, что мылись на салингах с видом отставных адмиралов».
Кот из «Повести о лесах» Паустовского не только создает чувство уюта в доме, но и атмосферу для творчества, столь необходимую писателю: «Леонтьев протер два небольших оконца, затопил печь. В сторожке сразу посветлело. Она казалась уже обжитой, уютной, добродушной. Как только в печке затрещал огонь, неизвестно откуда появился серый худущий кот с желтыми глазами. Он тотчас начал тереться о ноги Леонтьева и вопросительно на него поглядывать.
Леонтьев дал ему кусочек сала. Кот хищно его съел, ворча на воображаемых врагов и завистников. Леонтьев остановился, задумался, пососал трубку. Кот вскочил на стол, сел на лист бумаги спиной к Леонтьеву, зевнул и задремал. Леонтьев усмехнулся и начал писать. Строчки у него выходили кривые, так как приходилось писать, не задевая кота. А прогнать кота он не решался».
Кстати, это автобиографичная история. Жена Константина Георгиевича, Татьяна, вспоминала, что их домашних кот тоже любил расположиться на письменном столе - прямо на рукописях Паустовского. В таких случаях писатель звал супругу: «Таня! Прогони кота!». На вопрос, почему он не сделает этого сам, Константин Георгиевич отвечал: "А зачем мне портить с ним отношения?"
В рассказ "Жильцы старого дома" Паустовский вводит кота Степана. Возможно, это о нём писатель сообщал в письме своему сыну Вадиму: " У нас здесь тоже есть смешной кот - он украл окуня, у которого в горле остался английский крючок, съел его и чуть не умер - две недели ничего не ел, только пил и стал худой, как скелет. Очевидно, крючок где-нибудь зарос внутри у кота".
А вот такой кот, сидящий на подоконнике на станции железной дороги, встречается в рассказе "Начало неведомого века". "Кот нам мешал, но мы не решились его прогнать. Мы понимаем, что это кот-железнодорожник, что он сидит здесь по праву, тогда как мы - бесправные пассажиры - должны знать свое место. Время от времени кот недовольно оглядывался на нас. Потом он насторожил уши, и мы услышали требовательный гудок паровоза..."
Коты всегда оставались для Константина Паустовского неизменными друзьями по рыбной ловле. В Тарусе даже ходили легенды об их редкой дружбе. «За голубой рекой синеют и зеленеют леса и поля, описанные Паустовским. Таруса помнит его, о нем рассказывают добрые сказки. Мне рассказывали здесь, что когда Константин Георгиевич ловил на Оке рыбу, то к нему с берега приплывал черный кот, влезал в лодку и получал от Константина рыбу. Этот кот никогда ни к кому за рыбой не плавал, и коты в Тарусе плавать не любят», - вспоминал литературовед Виктор Шкловский. Сам Константин Георгиевич тоже упоминал об этом диковинном коте в письмах: «У нас чудный кот-рыболов. Ездит со мной на рыбную ловлю и от восторга катается по лодке. Но самое удивительное, что он копает со мной червей. Это — тоже одна из тарусских сенсаций».
#МосковскиеЗаписки
Источник - Музей Константина Паустовского в Москве.
—---------------—
Подписаться на новости Телеграм-канала «Кошка ветра»